В 2005 году на 1-го человека в Рф проходилось 0,17 м.кв. В Рф стадия, на которой находится рынок окон, возможно охарактеризовать, как усиленный рост 30%-50% в год, в пересчете на душу населения ПВХ-конструкций отечественный рынок обладает большим потенциалом для роста.
Объем российского рынка пластиковых окон в естественном выражении составляет 250-300 тыс. т. в год, в денежном порядка - $1 млрд.
На сегодняшний день в Рф установлено 500 млн. окон, причем спрос по-прежнему заметно перекрывает предложение: нужды рынка оцениваются в 1500 млн. окон.
Из общего объема рынка только на строительный сектор в России приходится 34% (11,8 млн. м. кв.). Из них 22% используется для остекления нового строящегося жилья. Процент потребления ПВХ-конструкций в классе строящихся нежилых зданий составляет 12%. Наибольшее предпочтение в этом сегменте отдается другим материалам – алюминию, стали, структурному остеклению и т.д. Класс строящиеся объекты недвижимости крайне важен для развития рынка ПВХ-конструкций. Приблизительно 45% потребления ПВХ-конструкций устанавливается в новые объекты.
Сегментирование рынка ПВХ-конструкций по типу потребления в Рф в 2006 г. можно представить следующим образом:
- Эксплуатирующие жилые объекты - составляют примерно 56% или 19,6 млн. кв.м.
- Новые жилые объекты – 22% или 7,8 млн. кв.м.
- Эксплуатирующиеся нежилые объекты – 10% или 3,3 млн.кв.м.
- Новые нежилые объекты – 12% или 4 млн. кв.м.
Также возможно просчитать объем сегмента частного покупателя в России, так, в 2006 г. на его долю приходиться 56% рынка ПВХ-конструкций (19,6 млн. м. кв.). На 2006 г. в России остеклено новыми энергосберегающими окнами около 20% объектов недвижимости. Около 80% других объектов требуют замены окон, по причине недостаточной изолированности от холода и шума. Развитие как потребительского, так и ипотечного кредитования, в том числе рост доходов населения, все это повлияло на бурное развитие рынка в 2006-2007 гг.
Объём рынка оконных ПВХ конструкций рассматривается как существенно превышающая емкость рынка деревянных окон и алюминиевых светопрозрачных конструкций, поэтому распределение по классам рынка возможно обозначить следующим образом: ПВХ-конструкции составляют порядка 76% (23 млн. кв. м), алюминиевые конструкции составляют 15% или 4,4 млн. кв. м, деревянные окна составляют порядка 9% или 2,9 млн. кв.м.
Доли сегментов по материалам Россия, 2006 год:
- ПВХ-конструкции, 34,7 млн. м. кв., 78%, 4,2 млрд. евро
- Алюминиевые конструкции, 5,7 млн. м.кв., 13%, 1 млрд. евро
- Деревянные окна, 3,8 млн. м.кв., 9%, 0,65 млрд. евро.
В 2005 году общий объем российского рынка окон из ПВХ-профиля составил приблизительно 800 млн. долларов. Емкость оконного рынка Москвы в 2005 г. составила приблизительно $360 млн. в денежном выражении.
Формирование оконного рынка также тесно взаимосвязано с модификациями, происходящими в индустрии строительства и строительных материалов. Это в свою очередь спровоцировало рост оконного рынка, по оценкам специалистов объем потребления окон в новом жилищном строительстве составляет около 5, 6 млн. кв.м. за год.
А суммарную площадь оконных конструкций специалисты оценивают примерно в 900 млн. кв.м., из них в эксплуатирующемся жилищном фонде – 460-470 млн. кв.м., а в нежилом фонде – 400-450 млн. кв.м.
Тем не менее рост московского рынка, на котором примерно 1,1 млн. кв.м. окон, существенно опережает развитие других регионов.
Ввоз окон в Рф составляет примерно 700-850 тонн изделий, это ориентировочно 25-28% всего оконного рынка. С увеличением спроса на недвижимость, можно предвидеть резкий скачок рынка оконных конструкций вверх на 10-15%.
Оконный рынок весьма разнообразен. Предлагаются конструкции самых разнообразных типов. По видам материалов оконных конструкций производители распределены следующим образом: пластик – 74%, алюминий – 56%, древесина – 44% (учитывая организации, одновременно совмещающие производство нескольких видов окон, к примеру, пластиковых и деревянных). Известность пластиковых окон достаточно легко объяснима: они не нуждаются в покраске, устойчивы к погодным условиям, гораздо дешевле деревянных евроокон (на 30-40%).
На рынке пластиковых окон сегодня 70% составляет продукция, изготовленная в Рф. При этом в качестве профилей от мировых производителей применяются не только ввозимые из Европы, но изготовленные филиалами прямо на территории России, например, фирма VEKА (по материалам статьи «Основные игроки на оконном рынке».
В последнее время все большую популярность получают оконные системы, выполненные по немецкой технологии из природного материала – дерева. Эксперты отмечают непрерывное увеличение сектора деревянных евроокон. Это приводит к усилению конкуренции, и как следствие - повышению качества и снижению цен. Хотя в целом пластиковые окна продолжают лидировать на рынке.
Стадия, на которой сейчас находится рынок ПВХ-конструкций, возможно охарактеризовать, как рост. Высокие темпы роста рынка на уровне 27% в год наблюдаются на протяжении нескольких лет.
Но говорить о насыщении российского рынка ПВХ-конструкций пока что уж очень рано. По прогнозам специалистов к 2010 г. объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти в 3 раза, и составит приблизительно 85 млн. м. кв. Утроение объемов рынка произойдет за счет высоких темпов роста и увеличения объемов потребления ПВХ-конструкций в течение ближайших 5-ти лет, но даже такое интенсивное развитие не приведет к насыщению рынка.
Помимо пластиковых окон на отечественном рынке представлены окна, изготавливаемые из алюминиевых профилей, древесины. Дерево является прямым конкурентом ПВХ профиля, алюминиевые конструкции в меньшей мере пересекаются с рынком ПВХ, так как имеют несколько иное целевое назначение – остекление нежилых помещений (торговых центров, офисных зданий и т.д.). Порядка 80% существующего жилищного фонда в Рф остеклено деревянными окнами старого образца, однако по объемам продаж, а также по темпам увеличения продаж дерево и алюминий в настоящее время существенно уступают ПВХ профилю.
По данным МосгорБТИ на 1 января 2005г. общее число квартир в Москве составляет 3 686 493 квартиры. Из них 812 437 - однокомнатных квартир, 1 636 567 - двухкомнатных, 1 067 512 - трехкомнатных, 102 641 - четырехкомнатных, 22 150 - пятикомнатных и выше, и 45 186 комнат в общежитиях. Совокупная площадь жилого фонда составляет 198 млн. кв.м., т.е. на 1 человека приходится около 16,5-19,8 кв.м.
Общее число жилых комнат составляет 7 949 755, и с учетом кухонь емкость московского рынка пластиковых окон составляет более 11 млн. окон.
Таким образом, объём московского рынка составляет более 3,3 млрд. долларов. (В расчеты не включены административные и производственные здания).
Текущие планы по строительству нового жилья в Москве составляют где-то 4-5 млн. кв.м. в год, что составляет около 2-2,5% от существующего жилья в Москве. С учетом того, что часть новых жилых домов сооружается на месте старого жилья, чистый прирост жилья в Москве составляет около 3,5-4 млн. кв.м. в год, или примерно 2% от совокупного объема рынка в натуральном выражении. Оттого ожидать существенного увеличения емкости рынка пластиковых окон в Москве не приходится, и прирост рынка будет происходить за счет освоения имеющихся объемов, путем замены старых оконных конструкций.
Высокий спрос на эту продукцию провоцирует ее удорожание. Как объясняют специалисты, колоссальные темпы роста рынка ПВХ-конструкций в Рф принуждают изготовителей и поставщиков комплектующих, не справляющихся со спросом, повышать цены. И все же главной причиной повышения цен на пластиковые окна является комплексное подорожание комплектующих для производства окон – фурнитуры на 34%, стекла и, как следствие, стеклопакетов - до 19%.
В частности, большим спросом стал пользоваться профиль элитного класса. Кроме этого, некоторые компании переместились в сторону "элитарности", начав осваивать работу с деревянными, алюминиевыми конструкциями и прочей экзотикой. Такие продукты дороже обычных пластиковых окон на 10-70%.
Что касается вопроса числа организаций, специализирующихся на оконном бизнесе, только в Москве и ее окрестностях действуют порядка 3,5 тысяч изготовителей пластиковых окон (по материалам статьи «Лидеры московского рынка оконных ПВХ профилей»). Что касается установщиков, специалисты затрудняются назвать точное число этих фирм. Также эксперты указывают на то, что рынок пластиковых окон имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом большие и мелкие изготовители предпочитают зарабатывать в потребительском классе, зимой, когда число заказов резко падает, производители начинают разыскивать корпоративные заказы. При всем том участники рынка отмечают, что в корпоративном секторе низкая прибыльность. Строители требуют за крупный опт серьезные скидки, жестко подходят к срокам монтажа. По отметкам специалистов, в 2005 году 70-75% продаж пластиковых окон пришлось на потребительский класс, а только остальное - на корпоративный.
Более 47% объемов продаж пластиковых профилей в России обеспечивают три немецкие фирмы - это Profine International profine Group (марки KBE, Trocal, Koemmerling, Knipping), VEKA и Rehau. Максимальные объемы продаж во всех регионах, кроме Уральского и Западно-Сибирского, имеет Profine Group. VEKA и Rehau поочередно сменяют друг друга на втором и третьем местах. Разница в объеме продаж между ведущими профильными организациями медленно сокращается. Кроме этого - к тройке лидеров понемногу приближаются отечественные изготовители - Weltplast, Proplex, и другие.
В чем эксперты сходятся, в том, что в отрасли обозначилась тенденция к укрупнению организаций посредством их слияния. По некоторым оценкам, к 2008 году в крупных городах рынок пластиковых окон будут контролировать в среднем около 10 организаций с объемом производства от 15 до 30 тыс. кв. метров.
По сравнению с Москвой опережающими темпами развиваются регионы (например, Урал, Сибирь, Дальний Восток и Северо-Западный регион), где рост рынка может превышать 30%, появляются крупные, хорошо оснащенные производства, продолжают развиваться розничные сети продаж.
Сейчас на рынке традиционно занимает лидирующие позиции по сбыту следующий вид продукции - это продукция, нацеленная на частных клиентов, чей уровень прибыли средний и выше среднего. Такие люди, как правило, обладают большей технической осведомленностью. Лидером по продажам всегда является продукция, произведенная из качественных материалов по передовым технологиям.
|