К книгам в аудио, которые в России пока еще не достигли большого распространения, у нас относятся с недоверием. Множество мнений ширится от решительного неприятия, теми, кто с детства прикипел душой к печатному слову, до восторга молодого поколения, которым импонирует возможность избавить себя от утомительного процесса чтения. Ведь на чтение по окончании рабочего дня, связанного с делами на компьютере и посещением интернета (а сеть ведь тоже текстовая среда) зачастую нет сил. На самом деле полезность звуковой записи книги зависит не столько от от жанра самой книги, которое есть ее основа, а от некоторых характеристик самого произведения. Например, учебные и технические материалы чаще всего не могут обойтись без схем, специфичных выкладок и фото, то есть того, что аудиокнига передать не может ни при каких условиях. Да и на слух такие материалы, даже если сделать выборку тем, обходящихся без перечисленного воспринимаются плохо. Многие могут привести в пример лекции в институтах, но на деле лекции, не будучи усилены конспектами запоминаются ужасно. А формат аудиокниг все–таки не подразумевает дублирования читателем их смысла. Именно поэтому в образовании аудиокниги сгодились в основном лишь как элемент, предназначенный для добавления и улучшения понимания уже изученных данных (к примеру, для лекций языков). А эксперименты по переводу в формат аудиокниг научно–популярных статей провалились. Тем паче не стоит говорить о строго научных статьях. Другое дело в том, что касается романов, фэнтези-произведений, юмористических рассказов и других жанров. На таком поприще аудиокниги не имеют конкурентов. Послушать детектив, прежде чем уснуть, это как раз то, что нужно. Но и тут нельзя привести все к одному знаменателю. Даже детективы книги, с важным философским подтекстом, в виде аудиокниг воспринимаются не слишком хорошо. Едва ли не один-единственный жанр, в котором аудиокниги полностью приемлемы (по соответствию формы и наполнения), это детские книги. Однако часто пользоваться ими не стоит, дабы не отбить у ребенка охоты к освоению чтения.
|