|
| | |
|
Краткая характеристика российского рынка кирпича
Краткая характеристика российского рынка кирпича В настоящее время строительный рынок Страны характеризуется высокими темпами роста жилищного строительства и большим потенциалом спроса на качественные жилые помещения. Россия — огромный кирпичный рынок, который по габаритам на 25% превосходит совокупный рынок стран Центральной и Восточной Европы.
Отрасль производства строительных материалов – одна из наиболее значительных отраслей экономики. Индустрия строительных материалов нередко называют индикатором инвестиционной активности.
Строительный кирпич производится во всех краях России. Общее количество фирм, делающих стеновые материалы, превосходит 4000, включая как крупные и средние, так и маленькие компании. Строительный кирпич изготавливается более чем на 830 компаниях. Делятся эти предприятия равномерно по всей территории страны. Большинство специализированных кирпичных заводов — это предприятия небольшой производственной мощи, применяющие местное сырье, и имеющие в распоряжении рынок сбыта своей продукции в радиусе 50—100 км от компании.
Строительный кирпич является преимущественно местным материалом, в удовлетворении спроса на который в большинстве краев Рф применяется кирпич, производимый в собственном или в соседнем регионе и практические не участвуют поставки из-за рубежа. Исключение составляют Москва и Московская область, поставки кирпича, в которые осуществляются из многих областей, как Центрального района, так и прочих областей европейской части Страны, а также из Белоруссии и прочих зарубежных стран.
Структура спроса на строительный кирпич по видам сырья в России: кирпич керамический 60%; силикатный кирпич и шлаковый кирпич 39%; кирпич, произв. с использ. углесодер. отходов обог. фабр 1%.
Объёмы производства кирпича в России в 2005 году в первый раз превысили уровень в 10 млрд. штук условных кирпичей и достигли по данным Росстата 10,7 млрд. штук, что на 11 % больше уровня 2004 года. По оценкам специалистов рынка тенденция увеличения производителей кирпича в ближайшее время сохраниться.
По оценке Госстроя РФ спрос на стеновые материалы к 2010 г. достигнет 27-28 млрд. шт. усл. кирпича.
Лидерами производства среди субъектов Рф являются Московская область (630 млн. штук) и Республика Татарстан (593 млн. штук). Наибольший прирост выпуска кирпича среди ведущих регионов-производителей отмечен в Самарской области, - на 47 %, и в Челябинской области, - на 45 %.
В I квартале 2007 года объём производства кирпича вырос на 5,2 % по отношению к соответствующему периоду 2006 года и составил 2,2 млрд. штук условных кирпичей (в 2005 году - 2,1 млрд. штук).
Суммарные объёмы производства кирпича ведущими кирпичными заводами России в 2005 году уменьшились на 1 % по сравнению с 2004 годом и составили 6,15 млрд. штук, что составляет 57 % от общероссийского выпуска (в 2004 году их доля составляла 64 %). Лидером производства кирпича в России является ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов", на долю которого пришлось 2 % всего отечественного производства кирпича, - 219 млн. штук.
По оценкам специалистов, выпуск строительного кирпича (силикатного и керамического) составляет 85-90% от всего производства стеновых материалов. Доля керамического кирпича составляет 60% от общего объёма производства строительного кирпича.
Спрос на строительный кирпич по группам потребителей в зависимости от назначения строящихся зданий может быть разделен следующим образом: самый обширный класс рынка строительного кирпича — это жилищное строительство (особенно индивидуальное), жилые дома от общего количества вновь возводимых зданий составляют порядка 67%.
Имеются перекосы в территориальном расположении: свыше 60% производственных мощностей предприятий индустрии строительных материалов и стройиндустрии сосредоточены в Европейской части Страны. Отчего в ряде регионов сохраняется нехватка по многим видам стройматериалов, что в условиях высоких железнодорожных тарифов вызывает большие финансовые издержки по доставке продукции и сырья. Производство строительных материалов практически постоянно жестко локализовано.
Основной фактор, определяющий развитие стройиндустрии — его техническое перевооружение, формирование такого регионального рынка строительной продукции, который в наибольшей степени отвечает современным требованиям и со стороны строителя и со стороны потребителя.
Всё-таки, по мнению аналитиков, сейчас в связи с сильным ростом темпов строительства практически все регионы испытывают нехватку в теплоизоляционных материалах, кирпиче, цементе. Поэтому сами строители развивают мощности по производству стройматериалов. 1.2 Импорт и экспорт кирпича
Спрос на строительный кирпич в Страны удовлетворяется по большей части за счет кирпича отечественного производства, объемы экспорта и импорта кирпича незначительны, они составляют доли процента от общероссийского объема производства и не оказывают существенного воздействия на внутренний рынок.
Как показывает анализ, экспортно-импортные поставки кирпича исполняются в основном в приграничных районах России со странами СНГ.
По данным таможенной статистики Страны в 2005 году резко вырос внешнеторговый оборот кирпичной продукции, который увеличился на 82 % по сравнению с прошлым годом и составил 10,4 млн. долларов США. Причиной этого стало значительное увеличение экспорта отечественного кирпича в Казахстан, каковой является крупнейшим покупателем этого вида продукции. В 2005 году в эту страну было поставлено 101,1 тыс. тонн кирпича на сумму 4,4 млн. долларов США. Всего отечественный экспорт в 2005 году вырос в 2,9 раза в стоимостном выражении и в 3 раза в натуральном.
По данным таможенной статистики России стоимостные объёмы импорта кирпичной продукции в 2005 году выросли на 39 % по сравнению с 2004 годом и составили 5,7 млн. долларов США.
Доля ввозного кирпича на внутреннем рынке невелика, поставки иностранных изготовителей носят разовый характер. Высокие расходы по доставке делают ввоз кирпича невозможным, а продукцию иностранных производителей неконкурентоспособной по цене. Российские и зарубежные производители работают на разных нишах. Последние специализируются на поставках лицевых видов кирпича высокого качества и широкого ассортимента. Эта продукция пользуется повышенным спросом у застройщиков загородных коттеджей и элитных домов. Лицевые виды кирпича российского производства в основном поставляются на объекты многоэтажного строительства. Потому более справедливо будет говорить об изменении спроса на различные виды кирпича, а не о конкуренции между изготовителями.
1.3 Краткая характеристика московского рынка строительного кирпича
По данным экспертов, Москва потребляет примерно 20% всех производимых в стране стройматериалов. Ежегодно, строители Москвы потребляют приблизительно 2 млн. штук строительного кирпича, приблизительно 11 млн. тонн цемента, 12 млн. кубометров песка и 7 млн. кубометров щебня.
Для сравнения, скажем, общий объем потребления кирпича, щебня и песка, составляет около 20% от общего объема производства в стране. По данным экспертов рынка, межрегиональные поставки основных видов стройматериалов занимают в столичном стройкомплексе около 70 %.
Объём московского рынка кирпича оценивается в 1,5-1,9 млрд. штук (около 350 млн. долларов США), емкость петербургского рынка составляет 450-500 млн. штук (около 100 млн. долларов США). Поставки кирпича в Москву и Московскую область осуществляются из многих российских регионов, а также из Белоруссии и некоторых других стран зарубежья.
Строительный комплекс Московского региона является ведущим потребителем кирпича в Рф, объём рынка которого на текущий момент составляет более 1,7 млрд. шт. керамического и 150 млн. шт. силикатного кирпича. За Москвой и Московской областью по объемам потребления кирпича следует Краснодарский край - порядка 5,6%, Свердловская область – 5,2%. и Республика Татарстан – 3,3% общероссийского производства.
В то же время объемы производства кирпича в Московском регионе, несмотря на то, что по этому показателю Московская область занимает одно из первых мест в России, позволяют обеспечить не более 35% потребления.
Прогноз потребления кирпича в 2010 году специалисты рынка оценивают в 310 млн. штук.
Таким образом, отличительной чертой российского кирпичного рынка выступает выраженный региональный характер, наличие значительного числа локальных производителей наряду с весьма маленькой долей продукции зарубежного производства.
Наиболее крупным поставщиком кирпича на московский рынок является холдинг «Еврокирпич», его доля в объеме поставок составляет 48,5%. В состав холдинга входят «Мальцовский портландкирпич» (Брянская область); «Липецккирпич», «Михайловкирпич» (Рязанская область); Савинский кирпичный завод (Архангельская область). Вторую позицию по объему поставок кирпича в Московский регион занимает «Воскресенсккирпич» (17%). Далее следуют «Осколкирпич» (9,5%) и «Щуровский кирпич» (9%).
Сегодня на отечественном рынке замечается тенденция роста объемов производства строительного кирпича, которая во многом определена введением новых производств, производством новых видов кирпича и увеличением мощностей существующих производств на некоторых предприятиях. По данным Росстроя, в течение 2005 года в России было введено 17 новых линий по производству кирпича мощностью около 261,8 млн. штук, из которых 86 млн. приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
Основные поставки кирпича в Московский регион осуществляются из: Липецкой, Тверской, Тульской, Костромской, Калужской, Ярославской и Владимирской областей. За период 2002-2004 г.г. наиболее быстрыми темпами увеличивались объёмы поставок из: Владимирской (в 2,3 раза), Ярославской (в 1,8 раза), Костромской (в 1,7 раза), Калужской (в 1,5 раза), Липецкой (в 1,5 раза) и Тульской (в 1,4 раза) областей. Стабильно высокими остались поставки из Тверской области (164,4 млн. условных кирпичей в 2004 г.), однако их доля в общей структуре поставок уменьшилась с 8,2 до 7,3% .
Так, новые кирпичные заводы строятся в Московской, Владимирской и Тверской областях. Их совокупная мощность после завершения строительства превысит 300 млн. кирпичей в год (это 15 – 20% от объема потребления кирпича в Московском регионе).
Характеризуя самые существенные тенденции спроса на строительный кирпич на отечественном рынке, нужно отметить, что, несмотря на расширение использования более дешевых материалов в строительстве, в частности – железобетонных изделий, спрос на кирпич сохраняется на высоком уровне.
Спрос на строительный кирпич по группам потребителей в зависимости от назначения строящихся зданий делится следующим образом. Основная доля строительного кирпича потребляется при строительстве жилых домов (67%). На строительство зданий непромышленного назначения (банков, офисов, торговых центров и др.) востребовано около 20% объема внутреннего кирпичного рынка. Доли, занимаемые в структуре спроса объектами социальной сферы (школами, больницами, детскими садами и др.) и зданиями промышленного назначения, незначительны, на строительство востребовано 8 и 5% объема внутреннего рынка строительного кирпича соответственно.
Объем потребления кирпича продолжает увеличиваться в среднем на 10% в год в связи с ростом объемов жилищного строительства, в первую очередь малоэтажного.
Важной чертой потребительского рынка кирпича является сезонность спроса. Более выражено сезонность спроса проявляется в секторе индивидуального строительства, где строительные работы приходятся главным образом на летние месяцы и начало осени. В секторах государственного и муниципального строительства работы осуществляются практически круглый год, здесь сезонность спроса носит менее выраженный характер.
В числе основных тенденций современного потребительского рынка кирпича в России эксперты отмечают изменение структуры спроса – спрос на традиционный красный строительный кирпич падает, в то время как интерес к облицовочному кирпичу всевозможных форм и цветовых оттенков постепенно растет.
Есть тенденция понижения потребности в кирпиче за счет изменения типов строительства. Но на данный момент падение спроса на кирпич компенсируется общим увеличением объемов строительства. Перспективные направления потребления кирпича – это малоэтажное, коттеджное строительство.
Структура участников рынка уже сложилась, ее можно представить следующим образом: производители крупные строительные холдинги дилеры мелкие посредники конечный потребитель.
Основные изменения происходят внутри этих групп. Также, как уже отмечалось, можно отметить присущую рынку кирпичной продукции сезонность спроса. Пик продаж приходится на лето и начало осени. Объем реализации в сезон может быть в 2 раза выше, чем в зимние месяцы.
В летние месяцы, считают специалисты, потребители испытывают острый дефицит в стеновых материалах, а в зимний период произведенная продукция не находит сбыта, вызывая нехватку денежных средств на заводах. Также есть мнение, что сезонность играет важную роль для производителей, ориентированных на малоэтажное строительство. Сезо
нность в отрасли существует, но наиболее сильно подвержен колебаниям спрос индивидуальных застройщиков. Сезонность спроса крупных строительных организаций носит слабовыраженный характер.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Фёдоров (29.11.2009)
|
Просмотров: 3142
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
|